новости медицины
Здоровый ребенок
Уход за новорожденным
Физиологические особенности новорожденного
Грудной возраст
Уход за ребенком грудного возраста
Питание грудного ребенка
Воспитанием грудного ребенка
Ясельный возраст
Уход за ребенком ясельного возраста
Физическое воспитание и закаливание
Дошкольный возраст
Физическое воспитание
Закалившие
Подготовка к школе
Школьный возраст
Питание
Больной ребенок и уход за ним
Уход за больным ребенком
Нервные дети
Неврастения
Невроз навязчивых состояний
Нервная анорексия или утрата аппетита
Способы лечения и профилактики
Половое воспитание детей и подростков. Часть 1
Половое воспитание детей и подростков. Часть 2
Половое воспитание детей и подростков. Часть 3
Периоды жизни человека
Подростковый возраст
Юношеский возраст
Пожилой возраст
Старческий возраст
Физиология женщины
Беременность и роды
Прерывание беременности
Методы контрацепции
Основные гинекологические заболевания
Эндометрноз
Предместруальный синдром (ПМС)
Маточные кровотечения
Внутренние болезни
Болезни сердца и сосудов
Сердечная недостаточность
Сосудистая недостаточность и артериальная гипотония
Хроническая артериальная гипотония
Нарушения ритма сердца
Мерцательная аритмия
Пороки сердца
Атеросклероз
Ишемическая болезнь сердца
Очаговая дистрофия миокарда
Артериальная гипертония
Другие болезни сердца
Болезни органов дыхания
Хронический бронхит
Бронхоэктатическая болезнь
Воспаление легких
Очаговая пневмония
Хроническая пневмония
Пневмосклероз
Плеврит
Другие болезни органов дыхания
Болезни органов пищеварения
Боли в животе
Поносы
Болезни пищевода
Болезни желудка
Эрозия
Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
Болезни кишечника
Панкреатит
Болезни печени и желчных путей
Болезни желчных путей и желчного пузыря
Желчнокаменная болезнь
Острый холецистит
Болезни печени
Хронический гепатит
Цирроз печени
Болезни почек
Почечные отеки
 
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Дошкольный возраст

 Дошкольный возраст

В период жизни, ребенка от 3 до 7 лет происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений становится богаче и разнообразнее.

Рост детей в этот период увеличивается неравномерно — вначале замедляется до 4—6 см в год, а затем на 6—7-м году жизни ускоряется до 7—10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения). Ориентировочно каждый год после 1 -го ребенок вырастает на 5 см. Напомним, рост ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: длина тела ребенка в возрасте 1 года + (5 см • л), где л — возраст ребенка. Если первое слагаемое неизвестно, то для расчета принимается средний рост годовалого ребенка, равный 75 см.

Прибавка в массе тела также неравномерна. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,6 кг, за 5-й — около 2 кг, за 6-й — 2,5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год. Исходя из этого, массу тела ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: масса в возрасте 1 года + (2 кг л), где л — возраст ребенка. В случае, если неизвестно, сколько весил ребенок в 1 год, то используют среднюю массу годовалого ребенка, равную 10 кг. К 6—7 годам ребенок должен удвоить массу тела, которую он имел в годовалом возрасте.

Кожа утолщается, делается более эластичной, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, она становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг массы у детей до 6—7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они более подвержены перегреванию или переохлаждению.

К 5—6 годам форма позвоночника соответствует таковой у взрослого. Но окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, значительные нагрузки испытывает скелет. Поэтому важен постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. Постель не должна быть слишком мягкой или неровной, надо пользоваться только детской мебелью. Физические нагрузки необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним следует постепенно и осторожно.

С 5—6 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы. Чтобы этот процесс происходил правильно, надо внимательно следить за состоянием молочных зубов, своевременно лечить их, обучать ребенка правилам ухода за зубами.

В конце дошкольного периода заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развиваются дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким — к 7 годам частота дыханий достигает 23—25 в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличиваются масса сердца, сила сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Его форма и расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно урежается пульс — к 5 годам до 100 ударов в 1 мин, к 7 годам — до 85—90 в 1 мин.

Адаптационные (приспособительные) возможности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей строго дозируют в соответствии с их возрастом. Недопустимо, когда на прогулке взрослый идет своим обычным шагом, а ребенку приходится бежать, еле поспевая за ним.

Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Совершенствуется интеллектуальная сфера. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых; легко запоминают стихи; могут составить небольшой рассказ, например о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках; рисуют различные предметы, животных. Ребенок достаточно ясно выражает различные эмоции — радость, огорчение, жалость, страх, смущение. Определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, которые сами должны строго выполнять все требования, предъявляемые ими ребенку.

Питание. Пищеварительные соки, вырабатываемые желудком и кишечником, содержат достаточное количество ферментов, способных переваривать довольно разнообразную пишу животного и растительного происхождения. Поэтому питание детей старше 3—4 лет мало отличается от питания взрослых.

За завтраком и ужином ребенок должен получить по 25 % суточной калорийности пищи, в обед 30—35 %, в полдник 15—20 %. Детям не следует давать крепкий чай, кофе, острые соусы. Приправой могут служить лук, чеснок, петрушка и другая зелень. От крепких бульонов, шоколада и шоколадных конфет, тортов и пирожных, апельсинов, мандаринов лучше воздержаться. Ребенок нуждается в достаточном количестве витаминов, белков, углеводов и других питательных веществ. Важно составить правильное меню. Блюда из мяса и рыбы предпочтительнее давать на завтрак и в обед. На ужин рекомендуются молочные продукты, блюда из крупы и творога. Для гарнира ко вторым блюдам больше подходят картофель и овощи. Если на первое был овощной суп, то гарнир для второго блюда можно приготовить из крупяных или макаронных изделий. Одно из блюд в каждое кормление должно быть горячим.

Напомним еще раз: с 3 лет дети могут есть вполне самостоятельно. При этом необходимо строго соблюдать режим питания; начинать есть ребенок должен не раньше чем через 30 мин после игры или прогулки, а ужинать за 2 ч до сна. Приучите малыша готовиться к приему пищи — самостоятельно мыть руки, помогать накрывать на стол. Это не только настраивает на еду, но и в определенной степени воспитывает самостоятельность и трудовые навыки.

полезно