новости медицины
Здоровый ребенок
Уход за новорожденным
Физиологические особенности новорожденного
Грудной возраст
Уход за ребенком грудного возраста
Питание грудного ребенка
Воспитанием грудного ребенка
Ясельный возраст
Уход за ребенком ясельного возраста
Физическое воспитание и закаливание
Дошкольный возраст
Физическое воспитание
Закалившие
Подготовка к школе
Школьный возраст
Питание
Больной ребенок и уход за ним
Уход за больным ребенком
Нервные дети
Неврастения
Невроз навязчивых состояний
Нервная анорексия или утрата аппетита
Способы лечения и профилактики
Половое воспитание детей и подростков. Часть 1
Половое воспитание детей и подростков. Часть 2
Половое воспитание детей и подростков. Часть 3
Периоды жизни человека
Подростковый возраст
Юношеский возраст
Пожилой возраст
Старческий возраст
Физиология женщины
Беременность и роды
Прерывание беременности
Методы контрацепции
Основные гинекологические заболевания
Эндометрноз
Предместруальный синдром (ПМС)
Маточные кровотечения
Внутренние болезни
Болезни сердца и сосудов
Сердечная недостаточность
Сосудистая недостаточность и артериальная гипотония
Хроническая артериальная гипотония
Нарушения ритма сердца
Мерцательная аритмия
Пороки сердца
Атеросклероз
Ишемическая болезнь сердца
Очаговая дистрофия миокарда
Артериальная гипертония
Другие болезни сердца
Болезни органов дыхания
Хронический бронхит
Бронхоэктатическая болезнь
Воспаление легких
Очаговая пневмония
Хроническая пневмония
Пневмосклероз
Плеврит
Другие болезни органов дыхания
Болезни органов пищеварения
Боли в животе
Поносы
Болезни пищевода
Болезни желудка
Эрозия
Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
Болезни кишечника
Панкреатит
Болезни печени и желчных путей
Болезни желчных путей и желчного пузыря
Желчнокаменная болезнь
Острый холецистит
Болезни печени
Хронический гепатит
Цирроз печени
Болезни почек
Почечные отеки
 
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Школьный возраст

 Школьный возраст

Подразделяется на младший (с 7 до 12— 13 лет) и старший — подростковый возраст (с 12—13 до 17—18 лет). Каждый из этих периодов характеризуется особенностями, связанными с процессами роста и развития ребенка, обусловленными наступлением полового созревания, условиями жизни, перенесенными заболеваниями и особенностями физического воспитания. Правильно организованный режим и систематические занятия спортом способствуют физическому развитию детей. Следует заметить, что советы, касающиеся режима детей младшего школьного возраста, не теряют своего значения и для старших школьников.

Длину тела ребенка школьного возраста определяют по формуле: рост (см) = 75 + (5 • л), где 75 см — средняя длина тела ребенка в возрасте 1 года, 5 см — средняя годовая прибавка, п — количество лет.

Массу тела устанавливают по формуле: масса (кг) = 10 + (2 х л), где 10 кг — средняя масса тела ребенка в возрасте 1 года, 2 кг — средняя годовая прибавка, п — количество лет.

Развитие опорно-двигательного аппарата, включающего костный скелет, суставы, связки, мышцы, позволяет усваивать новые двигательные и трудовые навыки.

Систематически выполняемая посильная работа вызывает обильный приток крови к мышцам, улучшает их питание, способствует правильному росту и развитию мышечной ткани. Костный скелет выполняет также функцию защиты внутренних органов. В младшем школьном возрасте часто развивается искривление позвоночника, возникающее в результате неправильного положения тела при ходьбе, работе, сидении за столом, постоянного ношения тяжестей в одной руке. Сон на слишком мягкой или неровной постели также может привести к искривлению позвоночника.

Тренировке органов дыхания способствуют физические упражнения на воздухе, дыхательная гимнастика. Сердечно-сосудистая система ребенка отличается большой выносливостью и работоспособностью. К 7—8 годам в основном заканчивается развитие нервного аппарата, регулирующего деятельность сердца, в 9—10 лет увеличивается количество крови, выбрасываемой сердцем за один удар. Изменяется частота пульса (у ребенка 7 лет в среднем 87 ударов в минуту). Но резервные возможности сердечно-сосудистой системы не безграничны. Физическая нагрузка, способствующая тренировке сердечно-сосудистой системы, должна быть обоснованной и систематической.

Растущий организм требует непрерывного восполнения энергетических затрат и поступления веществ, необходимых для развития органов и тканей.

Для обеспечения нормального основного обмена (в состоянии покоя, натощак, при температуре окружающей среды 20 С) ребенку необходимо больше калорий, чем взрослому: соответственно 44 и 23 ккал на 1 кг массы тела.

Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Педагоги и родители должны помочь ему в преодолении неизбежно возникающих трудностей. Каждое нарушение правил гигиены умственного труда школьника влечет за собой отрицательные последствия. Например, превышение нагрузки, отсутствие режима, недостаточно полноценный отдых, гиподинамия ведут к истощению нервной системы, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости инфекциям. Важно научить ребенка правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий, делать перерывы между ними в 10—15 мин, во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза.

Постарайтесь правильно организовать рабочее время школьника. Мебель должна соответствовать его возрасту и длине тела. Следите за положением ребенка во время занятий: чтобы при письме уменьшалась нагрузка на позвоночник, он должен сидеть прямо, опираясь на спинку стула, не наваливаясь грудью на стол; ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах согнуты под прямым углом; необходима равномерная нагрузка на обе половины таза; голову держат с небольшим наклоном вперед, расстояние от глаз до поверхности стола 30—35 см.

Приготовление уроков начинают с письменных работ, затем переходят к устным заданиям. В первую очередь выполняют предметы средней трудности, затем самые трудные и, наконец, наиболее легкие.

Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный сон. Детям 7—10 лет нужно спать 10—10,5 ч. Если они спят меньше 7—8 ч, уровень их работоспособности падает на 30 %. Иногда школьники, кроме выполнения домашнего задания, много времени уделяют музыкальным занятиям, чтению, изучению иностранного языка, просмотру кинофильмов и телепередач. При этом они сильно утомляются, плохо засыпают, тревожно спят. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать лишних нагрузок, которые могут нарушить сон, повлиять на состояние здоровья школьника. Не разрешайте детям школьного возраста читать в постели. Это вредно для зрения, мешает нормальному сну. Не позволяйте младшим школьникам смотреть на ночь телевизионные передачи для взрослых, так как волнения, страхи могут вызвать тревожные сны. Неспокойный сон и скрежет зубами во время сна свидетельствуют о том, что у ребенка повышена возбудимость нервной системы.

Правильно организуйте отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры на улице должны составлять не менее 3 ч в день. Половина этого времени падает на перерыв между занятиями в школе и дома.

Двигательную активность надо разумно дозировать. Например, катание на коньках, на лыжах не должно превышать 1,5—2 ч, игра в футбол — 1 ч.

В выходные дни следует дать ребенку выспаться. Восстановить утраченные силы помогают пребывание на свежем воздухе, участие в походах и экскурсиях, занятия спортом.

полезно