новости медицины
Здоровый ребенок
Уход за новорожденным
Физиологические особенности новорожденного
Грудной возраст
Уход за ребенком грудного возраста
Питание грудного ребенка
Воспитанием грудного ребенка
Ясельный возраст
Уход за ребенком ясельного возраста
Физическое воспитание и закаливание
Дошкольный возраст
Физическое воспитание
Закалившие
Подготовка к школе
Школьный возраст
Питание
Больной ребенок и уход за ним
Уход за больным ребенком
Нервные дети
Неврастения
Невроз навязчивых состояний
Нервная анорексия или утрата аппетита
Способы лечения и профилактики
Половое воспитание детей и подростков. Часть 1
Половое воспитание детей и подростков. Часть 2
Половое воспитание детей и подростков. Часть 3
Периоды жизни человека
Подростковый возраст
Юношеский возраст
Пожилой возраст
Старческий возраст
Физиология женщины
Беременность и роды
Прерывание беременности
Методы контрацепции
Основные гинекологические заболевания
Эндометрноз
Предместруальный синдром (ПМС)
Маточные кровотечения
Внутренние болезни
Болезни сердца и сосудов
Сердечная недостаточность
Сосудистая недостаточность и артериальная гипотония
Хроническая артериальная гипотония
Нарушения ритма сердца
Мерцательная аритмия
Пороки сердца
Атеросклероз
Ишемическая болезнь сердца
Очаговая дистрофия миокарда
Артериальная гипертония
Другие болезни сердца
Болезни органов дыхания
Хронический бронхит
Бронхоэктатическая болезнь
Воспаление легких
Очаговая пневмония
Хроническая пневмония
Пневмосклероз
Плеврит
Другие болезни органов дыхания
Болезни органов пищеварения
Боли в животе
Поносы
Болезни пищевода
Болезни желудка
Эрозия
Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
Болезни кишечника
Панкреатит
Болезни печени и желчных путей
Болезни желчных путей и желчного пузыря
Желчнокаменная болезнь
Острый холецистит
Болезни печени
Хронический гепатит
Цирроз печени
Болезни почек
Почечные отеки
 
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Нервные дети

 Нервные дети

Нервный ребенок, детская нервность — понятия скорее бытовые, чем медицинские, причем понятия очень неконкретные. Под детской нервностью порой подразумевают и обыкновенную педагогическую запущенность, и непатологические, хотя и резко выраженные особенности характера, и различные нервно-психические заболевания. Мы будем говорить о детской нервности, имея в виду болезненные, патологические состояния — неврозы и психопатические проявления.

Нервные срывы у детей (неврозы)

Если бы мы изобразили процесс становления нервной системы ребенка в виде графика, нам не удалось бы получить непрерывно, плавно поднимающуюся кривую. Созревание организма протекает отнюдь не равномерно. Периоды медленного поступательного развития перемежаются более или менее резкими скачками, для которых характерны значительные изменения в поведении ребенка — результат определенной перестройки, происходящей в организме. Особая интенсивность этих изменений свойственна трем возрастным периодам: 3—5, 7—9 и 12—15 лет. Эти периоды не без основания называют критическими.

Работа головного мозга представляет собой сложное соотношение двух нервных процессов — возбуждения и торможения. Способность к наиболее эффективному использованию торможения не дана от рождения и возникает у ребенка не сразу. Она совершенствуется в течение жизни и вследствие постоянного взаимодействия с окружающей средой. Овладение тормозным процессом происходит у детей довольно медленно. На протяжении всего дошкольного периода возбуждение существенно превалирует над торможением.

С приходом в школу ребенок в значительной степени овладевает навыками поведения в коллективе. Детская непосредственность отчасти умеряется нарождающимися правильными представлениями об окружающем, пониманием необходимости соблюдения дистанции. Преобладание роли возбуждения сохраняется, однако тормозные процессы в этом возрасте уже достаточно прочны. Все более крепнет активное торможение, возрастает умение управлять им.

При этом нельзя забывать об одном важном обстоятельстве. В возрасте, когда ребенок поступает в школу, происходит сложная перестройка нервной системы, обусловленная, с одной стороны, физиологическими факторами, а с другой — сменой привычного стереотипа. В большинстве случаев после короткого периода пребывания в новых условиях ребенок начинает приспосабливаться к ним. Но для некоторых детей такая ломка привычного модуса жизни может оказаться неблагоприятной. Вот в этих случаях и может возникнуть нервный срыв, или невроз.

Невротические состояния в детском возрасте принимают различные формы. Одни дети-невротики чрезмерно возбудимы, легко дают вспышки гнева, раздражения, страха. Они капризны и требовательны, суетливы и непоседливы, порой много говорят, жестикулируют, гримасничают. У них нередко отмечаются конфликты со сверстниками и взрослыми, они плохо ведут себя на уроках, постоянно вертятся, задевают соседей, бурно реагируют на замечания и т. п. Другие, напротив, вялы, апатичны, замкнуты, быстро истощаются при малейших нагрузках, плохо спят ночами и сонливы днем. Они застенчивы, робки, пугливы, держатся особняком, в стороне от шумных компаний, отличаются повышенной впечатлительностью.

У детей, страдающих неврозами, ухудшается работоспособность. Если они и берутся горячо за какое-то дело, то не доводят его до конца. Не спасает их и умственное развитие. Даже при наличии хороших задатков они нередко учатся посредственно из-за рассеянности, неусидчивости, утомляемости.

Развитию невроза могут способствовать грубые ошибки в воспитании, постоянные нарушения правил гигиены и ухода за детьми, заболевания, ослабляющие нервную систему (инфекционные болезни, травмы черепа, отравления и др.), длительное эмоциональное перенапряжение, воздействие внешних психотравмирующих факторов, всякого рода перегрузок головного мозга.

полезно