новости медицины
Здоровый ребенок
Уход за новорожденным
Физиологические особенности новорожденного
Грудной возраст
Уход за ребенком грудного возраста
Питание грудного ребенка
Воспитанием грудного ребенка
Ясельный возраст
Уход за ребенком ясельного возраста
Физическое воспитание и закаливание
Дошкольный возраст
Физическое воспитание
Закалившие
Подготовка к школе
Школьный возраст
Питание
Больной ребенок и уход за ним
Уход за больным ребенком
Нервные дети
Неврастения
Невроз навязчивых состояний
Нервная анорексия или утрата аппетита
Способы лечения и профилактики
Половое воспитание детей и подростков. Часть 1
Половое воспитание детей и подростков. Часть 2
Половое воспитание детей и подростков. Часть 3
Периоды жизни человека
Подростковый возраст
Юношеский возраст
Пожилой возраст
Старческий возраст
Физиология женщины
Беременность и роды
Прерывание беременности
Методы контрацепции
Основные гинекологические заболевания
Эндометрноз
Предместруальный синдром (ПМС)
Маточные кровотечения
Внутренние болезни
Болезни сердца и сосудов
Сердечная недостаточность
Сосудистая недостаточность и артериальная гипотония
Хроническая артериальная гипотония
Нарушения ритма сердца
Мерцательная аритмия
Пороки сердца
Атеросклероз
Ишемическая болезнь сердца
Очаговая дистрофия миокарда
Артериальная гипертония
Другие болезни сердца
Болезни органов дыхания
Хронический бронхит
Бронхоэктатическая болезнь
Воспаление легких
Очаговая пневмония
Хроническая пневмония
Пневмосклероз
Плеврит
Другие болезни органов дыхания
Болезни органов пищеварения
Боли в животе
Поносы
Болезни пищевода
Болезни желудка
Эрозия
Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
Болезни кишечника
Панкреатит
Болезни печени и желчных путей
Болезни желчных путей и желчного пузыря
Желчнокаменная болезнь
Острый холецистит
Болезни печени
Хронический гепатит
Цирроз печени
Болезни почек
Почечные отеки
 
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Невроз навязчивых состояний

 Невроз навязчивых состояний

Навязчивость проявляется в сфере мышления (навязчивые идеи, представления, воспоминания), эмоций (навязчивые страхи), двигательной активности (навязчивые действия, поступки). Явления навязчивости крайне многообразны. Это могут быть мысли неприятного содержания: например, постоянное ожидание грозящей опасности или же мучительные подозрения, что люди на тебя пристально смотрят. Ребенок отказывается отвечать у доски, избегает людных мест, неловко чувствует себя в транспорте, при большом скоплении людей. Часто это навязчивые действия: постукивание рукой или ногой, подпрыгивание несколько раз на одном месте, повторение каких-либо звуков и др. Навязчивые действия представляют своего рода защитный акт, с помощью которого ребенок снимает внутреннее напряжение, возникшее в связи с той или иной навязчивой мыслью.

Наиболее типичные разновидности навязчивого страха — боязнь заражения, возникновения какой-либо болезни, страх наступления внезапной смерти. Нередкими у детей являются длительные и стойкие состояния навязчивого страха, возникшего под влиянием психотравмы, при неожиданной перемене привычной обстановки, неурядицах и ссорах в семье, особенно когда кто-либо из родителей злоупотребляет алкоголем. Постоянное ожидание возможных скандалов, драк в доме делает этих детей робкими, запуганными, неуверенными в себе. Переживание страха сопровождается резко выраженными расстройствами деятельности вегетативной нервной системы: при любой неурядице в семье у ребенка возникают усиленное сердцебиение, потливость, слабость, появляется бледность кожных покровов, синеют руки, дрожат колени.

Страх отрицательно действует на формирование характера, угнетает детскую личность, подавляет ее активность, делает ребенка слабым и беспомощным. Связанное с переживанием навязчивого страха чувство угнетенности сковывает, мешает общению со сверстниками.

Навязчивыми страхами особенно часто страдают дети, отличающиеся повышенной ранимостью и впечатлительностью. Страхи у этих детей обычно обусловлены ситуацией. Например, пищу для них могут дать увиденный телефильм, предназначенный исключительно для взрослых, книга, рассчитанная на другой возраст, реальные события, вызвавшие у ребенка испуг, всякие страшные истории, пересказываемые в присутствии детей.

Нельзя пугать детей. Напротив, нужно стараться активно ограждать их от различных устрашающих ситуаций. А то ведь многие родители прибегают к запугиванию как к педагогической мере!

полезно