новости медицины
Здоровый ребенок
Уход за новорожденным
Физиологические особенности новорожденного
Грудной возраст
Уход за ребенком грудного возраста
Питание грудного ребенка
Воспитанием грудного ребенка
Ясельный возраст
Уход за ребенком ясельного возраста
Физическое воспитание и закаливание
Дошкольный возраст
Физическое воспитание
Закалившие
Подготовка к школе
Школьный возраст
Питание
Больной ребенок и уход за ним
Уход за больным ребенком
Нервные дети
Неврастения
Невроз навязчивых состояний
Нервная анорексия или утрата аппетита
Способы лечения и профилактики
Половое воспитание детей и подростков. Часть 1
Половое воспитание детей и подростков. Часть 2
Половое воспитание детей и подростков. Часть 3
Периоды жизни человека
Подростковый возраст
Юношеский возраст
Пожилой возраст
Старческий возраст
Физиология женщины
Беременность и роды
Прерывание беременности
Методы контрацепции
Основные гинекологические заболевания
Эндометрноз
Предместруальный синдром (ПМС)
Маточные кровотечения
Внутренние болезни
Болезни сердца и сосудов
Сердечная недостаточность
Сосудистая недостаточность и артериальная гипотония
Хроническая артериальная гипотония
Нарушения ритма сердца
Мерцательная аритмия
Пороки сердца
Атеросклероз
Ишемическая болезнь сердца
Очаговая дистрофия миокарда
Артериальная гипертония
Другие болезни сердца
Болезни органов дыхания
Хронический бронхит
Бронхоэктатическая болезнь
Воспаление легких
Очаговая пневмония
Хроническая пневмония
Пневмосклероз
Плеврит
Другие болезни органов дыхания
Болезни органов пищеварения
Боли в животе
Поносы
Болезни пищевода
Болезни желудка
Эрозия
Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
Болезни кишечника
Панкреатит
Болезни печени и желчных путей
Болезни желчных путей и желчного пузыря
Желчнокаменная болезнь
Острый холецистит
Болезни печени
Хронический гепатит
Цирроз печени
Болезни почек
Почечные отеки
 
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Периоды жизни человека

 Периоды жизни человека

Понятие возраст охватывает период от рождения до исчисляемого момента, однако целесообразно учитывать и предшествующий рождению человека период, т. е. эмбриональное развитие, поскольку именно в это время происходит закладка всех отличительных особенностей конкретного человека. Эмбриональный период (эмбриогенез, или зародышевый период) начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и завершается выходом молодой особи из тела матери — рождением нового существа. Весь последующий после рождения период называется постэмбриональным. Кроме того, эмбриогенез делят на два периода. В медицинской практике обычно пользуются двумя понятиями: на протяжении первых 8 недель развивающийся организм называют зародышем; начиная с 9-й недели (т. е. с момента образования зачатков органов) — плодом.

Генетические исследования показали, что развитие признаков, свойственных данному организму, происходит под контролем генетического аппарата, т. е. на разных этапах роста и развития организма происходит последовательное включение разных генов.

Изучение генетической программы эмбрионального периода развития организма имеет важное значение для того, чтобы выявить у будущею ребенка предрасположение к различным заболеваниям нервной системы, болезням обмена веществ и другим, которые можно определить именно в период эмбриогенеза. Знание причин возникновения и характера течения подобных болезней, выявляемое в процессе медико-генетического консультирования, дает возможность специалистам рассчитать и предсказать степень риска передачи генетических нарушений потомству.

Всю жизнь человека после его рождения делят на определенные возрастные периоды.

Медицинская практика и жизнь вносят свои коррективы в классификации возрастных периодов человека. В частности, всю временную продолжительность жизни человека стали делить на две группы возрастных периодов. Первая из них охватывает период наиболее динамичного и интенсивного роста и развития организма (возрастные периоды у детей с выделением периода внутриутробного развития). Вторая группа (возрастные периоды взрослого человека) охватывает отрезок жизни человека, организм которого после относительно продолжительной стабилизации развития функций и строения начинает испытывать изменения, связанные с последующим старением и неизбежным итогом — смертью индивида.

Известно, что развитие человека, человеческой личности осуществляется не как равномерно и размеренно текущий процесс. В нем на фоне общего прогрессивного развития вдруг прорываются скачки, быстрые морфологические и функциональные сдвиги, каждый из которых дает начало качественно новой фазе жизненного цикла. Другими словами, в развитии ребенка отчетливо наблюдаются такие переломные узловые периоды, когда соответствующий стереотип развития наиболее выражен. Этими возрастными периодами считают I год, 3 года, 7 и 12 лет.

Другим переломным возрастным периодом является пубертатный возраст с его качественными сдвигами в развитии эндокринной и нервной системы. Резкое изменение функционирования эндокринной системы, интенсивное половое созревание сопровождаются бурным развитием полового влечения, приобретающим противоречивую эмоциональную окраску. Эмоциональную жизнь пубертатного периода отличает большая неустойчивость, частые смены настроения, иногда контрастного характера: от беспредельной веселости до всеохватной меланхолии, от вселенской любви до враждебности и грубых эгоистических проявлений. Наблюдаются изменения и в двигательной сфере: исчезает детская грациозность, движения становятся угловатыми, неуклюжими и неэкономными. Эндокринные сдвиги, лежащие в их основе, бурное развитие нервной системы, идущие параллельно, вызывают изменения в физиологическом и биологическом равновесии организма, У подростков часто отмечаются острые невротические реакции и на изменения, происходящие в нем самом (появление менструации, половое влечение с его противоречиями, быстрый рост тела и его пропорций), и на целый ряд даже незначительных обстоятельств в окружающей его среде и быту — в школе, дома, в кругу друзей и т. д.

Аналогичным по проявлениям, хотя зачастую и с обратным знаком, можно считать климактерический период, или климакс. Его наступление ранее относили к 45—50 годам у женщин и 50—55 годам и старше у мужчин. В последние годы в связи с увеличением общей продолжительности жизни первые проявления функциональных изменений климактерического периода стали отмечаться в более поздние годы жизни.

Для климактерического периода характерны определенные и специфические изменения в организме. В их основе также лежит гормональный дисбаланс, обусловленный инволютивными (т. е. обратные эволюции, развитию) изменениями в эндокринной системе. В первую очередь отмечаются вегетативные нарушения в виде приливов крови к лицу, внезапный пот и др. Типичными являются сосудистые нарушения. В психической сфере отмечаются склонность к депрессии, ощущение тревожности, нарушение творческой активности. Иногда наблюдаются ослабление памяти, интенсивности эмоциональных реакций, сужение круга интересов. У мнительных людей может усиливаться ипохондрическая сосредоточенность на мельчайших непорядках в физическом состоянии своего тела. Склонность к психическим заболеваниям в это время не менее велика, чем в пубертатном периоде, поэтому могут наблюдаться обострения или проявляться незаметные ранее симптомы психических заболеваний. Тем не менее острые проявления неуравновешенности психического состояния, как правило, постепенно сглаживаются. Значительно позже, когда органические изменения в мозге становятся необратимыми и глубокими, эти особенности отчетливо выступают на передний план, ^го уже проявления старческого возрастного периода. Последний наиболее заметно проявляется в моторике: замедленные движения, тело утрачивает гибкость, теряется способность к одновременному выполнению разных действий, иногда развивается тремор. В области психики становятся заметными общее понижение интеллекта, утрачивается острота эмоциональных переживаний, ослабляется память, особенно на недавние события, возникают затруднения в речи, особенно в наборе слов. В наиболее ярко выраженных случаях утрачивается способность к восприятию новых идей и понятий, перемен в окружающей жизни. Патологическим проявлением указанных особенностей психики является старческое слабоумие (старческий маразм).

Как видим, в основе всех возрастных периодов лежит резкое изменение функций эндокринной системы и лишь как следствие этих процессов — нарушение деятельности нервной системы. Если критические периоды детского возраста связаны с резкими скачкообразными морфологическими и функциональными изменениями на фоне достаточно равномерного и динамичного развития, то в более старшем возрасте, начиная с пубертатного, такие критические периоды обусловлены как бы ломкой сложившегося равновесия во всем организме. А включение в этот процесс новых систем лишь усиливает образовавшийся дисбаланс. Именно поэтому критические периоды развития организма такого характера стали называть возрастными кризами. Каждый возрастной криз требует самого внимательного к себе отношения: кто-то нуждается в консультации терапевта, невролога или сексопатолога, кому-то следует обратиться к врачам иной специальности. Но во всех случаях требуется внимательное, доброжелательное и тактичное отношение со стороны родных, близких и просто окружающих людей.

Детство. Для всего периода детства характерны постоянное развитие и рост. На ход развития ребенка оказывают влияние разнообразные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы. Под эндогенными факторами понимают особенности организма и его функциональных систем, сформировавшиеся у предков под влиянием среды и унаследованные ребенком, а также образующиеся у самого ребенка под воздействием экзогенных факторов. Остаточные изменения после перенесенных инфекционных заболеваний, травм нервной системы и тому подобные последствия, будучи экзогенного происхождения, становятся после своего образования эндогенными по действию факторами. Доминирующее значение приобретает среда, в которой растет ребенок. Громадную роль играет питание. Правильная организация режима и ухода, профилактика заболеваний — все это может предотврагить нарушения развития детей во всех возрастах.

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов младенца, который мало приспособлен к факторам окружающей его среды. Длительность этого периода определяется временем адаптации организма новорожденного к новым условиям существования и составляет примерно 10 дней.

Период грудного возраста определяется сроком грудного вскармливания. Условно его продолжительность считается равной 1 году (1-й год жизни). Ребенок в этот период, как и в предыдущий, крайне беспомощен, он требует постоянного и бережного ухода. Недостаточное развитие пищеварительного аппарата при относительно высокой потребности в пище в силу интенсивного роста требует правильной организации питания. Ошибки в определении качества и количества пищи могут способствовать быстрому развитию расстройств пищеварительной системы.

У детей первых 2—3 мес жизни слабо развита система терморегуляции. Тонкая и легкоранимая кожа, слабость большинства барьерных функций делают детей первых месяцев жизни более подверженными различным инфекциям. Отмечается недостаточность иммунитета. В возрасте 5—10 мес ребенок наиболее беззащитен относительно инфекций. Это обстоятельство связано со снижением пассивного иммунитета (обусловленного ослаблением действия материнских антител, поступающих в организм ребенка через плаценту или с материнским молоком) и недостаточностью собственного активного иммунитета из-за несовершенства развития иммунной системы детского организма первого года жизни.

Особенно опасно проявление слабости иммунной системы для детей, живущих в крупных городах с развитой промышленностью, а также в крупных промышленных центрах, где в последние годы наблюдаются массовые заболевания детей различного рода аллергическими заболеваниями. Эта проблема получила большую социальную значимость и требует решений со стороны государственных органов. Бедственное состояние экологии во многих районах угрожает здоровью населения, в первую очередь детей и уже рожденных, и еще находящихся в утробе матери.

Дошкольный возраст представляет собой достаточно продолжительный период жизни человека. Обычно его делят на две возрастные группы: ясельный возраст (1—3 года) и собственно дошкольный возраст, или возраст детского сада (3—6 лет).

Такое деление достаточно искусственно и связано в основном с социальными причинами. Ребенок, прошедший ясли и детский сад, более общителен, легко вписывается в новый коллектив, что очень важно при начале обучения в школе, приобретает иммунитет к некоторым инфекциям, которые чаще всего встречаются в детских коллективах, и др. Вместе с тем жизнь показала, что малыш, воспитываемый до 3—4 лет в домашних условиях, обладает более высоким уровнем умственного и физического развития, лучше воспринимает школьную программу, более воспитан. Это, конечно, отмечается в тех случаях, когда дома ребенку уделяют достаточно времени и внимания. Период дошкольного возраста называют еще периодом молочных зубов. В этом названии подчеркнута биологическая особенность возрастного периода. Действительно, именно в этом возрастном интервале жизни ребенка появляются и вырастают так называемые молочные зубы, что сопровождается развитием и совершенствованием пищеварительной системы. Ребенок постепенно приобретает способность употреблять и усваивать практически любую пищу, что дает возможность увеличиваться росту и массе тела, совершенствоваться двигательным навыкам и т. п.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, повышенной любознательностью и активностью, стремлением к инициативе и действию. Чтобы предупредить развитие эгоизма и эгоцентризма, вызываемых описанными качествами, ребенка следует приучать к правилам коллективного взаимодействия. Однако такая работа ни в коем случае не должна убивать в нем духа самостоятельности и инициативности, не должна превращать его в винтик сложного сообщества, в котором ему приходится существовать. Главное — привить будущему члену общества уважение к себе подобным, научить его жить в обществе, но не подавлять его личность. Это сложная, трудная, но благородная задача. Примеры и антипримеры мы легко найдем в нашем обществе, где на протяжении десятилетий происходило целенаправленное уничтожение или перевоспитание всех, кто мало-мальски выделялся среди своих соотечественников. Итогом такой работы с подрастающим поколением стало изобилие заурядных серых личностей, неспособных к какой-либо самостоятельной и тем более творческой деятельности.

Следует иметь в виду, что у детей дошкольного возраста существует разрыв между стремлением к активному выражению свойственной им подвижности и реальными возможностями организма. Высокая подвижность и любознательность ребенка в то же время сопровождаются быстрой утомляемостью, поскольку адаптационные возможности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы значительно ниже, чем у взрослых. Игры в этом возрасте следует рассматривать как трудовую нагрузку.

Переутомление, перегрузки ведут к развитию невротических реакций, изменению поведения и характера ребенка. Об этом необходимо помнить и при организации обучения ребенка школьного возраста.

-Школьный возраст условно делят на младший, средний и старший. Общим свойством младшего школьного возраста является интенсивное течение процессов роста и развития организма. Годовые прибавки в длине составляют от 2,5 до 7 см, а в массе тела — от 1 до 4—5 кг. Следует заметить, что в этой возрастной группе мальчики развиваются значительно быстрее, чем девочки. Продолжаются окостенение и рост скелета, но поскольку не завершено окостенение позвоночника, он остается гибким и податливым. При длительном неправильном положении тела возможно развитие искривления позвоночника. Происходит нарастание мышечной ткани, заканчивается формирование нервного аппарата мышц, увеличивается их. сила. Растет легочная ткань, увеличиваются жизненная емкость легких и их минутный объем. Наблюдается повышенная возбудимость дыхательного центра, в связи с чем даже небольшая физическая нагрузка вызывает учащение дыхания. В возрасте 7—8 лет происходит интенсивное функциональное развитие головного мозга при относительно небольшом увеличении его массы.

Одновременно у детей наблюдается преобладание процессов возбуждения над тормозными процессами, в связи с чем отмечаются быстрая истощаемость нервных клеток головного мозга, общая утомляемость, неустойчивость внимания. Недостаточность развития второй сигнальной системы (речевой) обусловливает конкретность, образность мышления и неспособность к абстрактному, отвлеченному. Тем не менее уже к 8—9 годам жизни можно достаточно твердо установить тип высшей нервной деятельности, обусловленный соотношением между процессами возбуждения и торможения.

Средний школьный возраст (12—14 лет) с точки зрения оценки процессов роста и развития организма ребенка является переломным. Этот возрастной период иногда называют периодом полового созревания, или пубертатным. Для него характерны резкие сдвиги в деятельности эндокринной системы, изменения функционального состояния большинства органов, высокая интенсивность роста (в среднем за год на 4—8 см) и увеличение массы тела (в среднем на 3—6 кг). В физиологическом отношении этот возрастной период характеризуется усилением выработки целого ряда гормонов, взаимодействие которых обеспечивает своевременное и правильное развитие организма ребенка, становление его психосоциальной сферы. Именно в этот период происходят становление и развитие репродуктивной функции, что сопровождается появлением вторичных половых признаков, развитием наружных и внутренних половых органов, т. е. происходит половое созревание ребенка.

В обычных условиях половое созревание и физическое развитие организма протекают одновременно и взаимосвязанно. Максимум темпов роста приходится на 12 лет. К 16 годам у девочек и к 18 годам у мальчиков темпы роста замедляются и не превышают 1,0—1,5 см в год. При этом на темпы роста и полового созревания влияют наследственные, социальные и климатогеографические факторы. Так, представители южных народностей, даже рожденные в северных районах, развиваются и созревают раньше своих сверстников, традиционно живущих в этих районах; жители сельской местности развиваются и созревают позже городских жителей.

Появление вторичных половых признаков — у девочек в период от 8 до 10 лет, а у мальчиков с 10 до 12 лет — относят к раннему половому созреванию. Эти признаки, как правило, конституционально обусловлены. Более раннее появление вторичных половых признаков считается преждевременным. Оно может быть связано, например, с заболеваниями органов эндокринной системы. Преждевременное половое созревание требует консультации со специалистами-эндокринологами. С другой стороны, запоздалое появление вторичных половых признаков (у девочек старше 13, а у мальчиков старше 14 лет) может быть обусловлено конституциональными факторами, определенными заболеваниями или неблагоприятной обстановкой в семье, неполноценным питанием. В таких случаях также необходимо проконсультироваться с эндокринологом.

Старший школьный возраст является периодом завершения полового созревания. Если в предыдущем возрастном периоде темпы развития девочек были выше, то в старшем школьном возрасте мальчики догоняют и обгоняют девочек по показателям физического развития.

полезно