новости медицины
Здоровый ребенок
Уход за новорожденным
Физиологические особенности новорожденного
Грудной возраст
Уход за ребенком грудного возраста
Питание грудного ребенка
Воспитанием грудного ребенка
Ясельный возраст
Уход за ребенком ясельного возраста
Физическое воспитание и закаливание
Дошкольный возраст
Физическое воспитание
Закалившие
Подготовка к школе
Школьный возраст
Питание
Больной ребенок и уход за ним
Уход за больным ребенком
Нервные дети
Неврастения
Невроз навязчивых состояний
Нервная анорексия или утрата аппетита
Способы лечения и профилактики
Половое воспитание детей и подростков. Часть 1
Половое воспитание детей и подростков. Часть 2
Половое воспитание детей и подростков. Часть 3
Периоды жизни человека
Подростковый возраст
Юношеский возраст
Пожилой возраст
Старческий возраст
Физиология женщины
Беременность и роды
Прерывание беременности
Методы контрацепции
Основные гинекологические заболевания
Эндометрноз
Предместруальный синдром (ПМС)
Маточные кровотечения
Внутренние болезни
Болезни сердца и сосудов
Сердечная недостаточность
Сосудистая недостаточность и артериальная гипотония
Хроническая артериальная гипотония
Нарушения ритма сердца
Мерцательная аритмия
Пороки сердца
Атеросклероз
Ишемическая болезнь сердца
Очаговая дистрофия миокарда
Артериальная гипертония
Другие болезни сердца
Болезни органов дыхания
Хронический бронхит
Бронхоэктатическая болезнь
Воспаление легких
Очаговая пневмония
Хроническая пневмония
Пневмосклероз
Плеврит
Другие болезни органов дыхания
Болезни органов пищеварения
Боли в животе
Поносы
Болезни пищевода
Болезни желудка
Эрозия
Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
Болезни кишечника
Панкреатит
Болезни печени и желчных путей
Болезни желчных путей и желчного пузыря
Желчнокаменная болезнь
Острый холецистит
Болезни печени
Хронический гепатит
Цирроз печени
Болезни почек
Почечные отеки
 
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Грудной возраст

 Грудной возраст

Следующий период в жизни ребенка — это грудной возраст (до 1 года). Это время бурного роста и развития организма. За год длина тела ребенка увеличивается в среднем на 25 см, к 4—5 мес масса удваивается, а к году возрастает втрое и достигает в среднем 10— 11 кг. Очень быстро развиваются двигательная и психическая сферы: ребенок начинает сидеть, стоять, узнавать близких, а к году уже ходит, говорит первые слова. Органы и системы организма все более развиваются, хотя в функциональном отношении еще довольно несовершенны и имеют ряд особенностей.

Кожа у детей грудного возраста очень нежная, легкоранимая и требует тщательного ухода. В первые 3—4 мес функция потовых желез недостаточная, что ухудшает теплорегуляцию. Поэтому при смене температуры ребенок может легко перегреваться или переохлаждаться.

Постепенно начинается отложение солей кальция в костях, они становятся более твердыми. В области хрящей появляются так называемые точки окостенения. Большой родничок закрывается, как правило, к концу первого года жизни. К 3—4 мес постепенно уплотняются швы между костями черепа. При неправильном уходе, недостаточном пребывании на свежем воздухе процессы формирования скелета ребенка нарушаются. Это в свою очередь может привести к появлению рахита и других заболеваний. К 6—8 мес начинают прорезываться зубы. Сначала появляются нижние центральные резцы, затем верхние — вначале центральные, затем боковые, а к концу года — и нижние боковые резцы. Годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Прорезывание зубов у некоторых детей сопровождается беспокойством, недомоганием, бессонницей, небольшим повышением температуры, жидким стулом. При появлении этих симптомов необходимо обратиться к врачу.

Мышечная система развита еще недостаточно, но по мере того как ребенок начинает сидеть, вставать, ходить, она совершенствуется, мьшшы становятся более сильными, выносливыми. Сгибание их перестает быть преобладающим к 3—4 мес, в связи с этим характерная поза новорожденного с согнутыми руками и ногами постепенно меняется. Наиболее правильно и гармонично мышечная система развивается при систематических занятиях ребенка физкультурой.

По сравнению с новорожденными у детей в этом возрасте дыхательная мускулатура более развита, и грудная клетка активно участвует в дыхании. Увеличивается емкость легких. Дыхание становится более глубоким, его частота постепенно урежается и к году достигает 30—35 в 1 мин. Легкие несут большую нагрузку, слизистая оболочка дыхательных путей нежная, и при плохом уходе легко возникают заболевания органов дыхания.

Развивается и совершенствуется сердечно-сосудистая система. Особенности строения сердца и сосудов облегчают циркуляцию крови. Частота пульса постепенно уменьшается, а артериальное давление увеличивается.

Продолжают развиваться органы пищеварения. К А—6 мес увеличивается количество слюны, больше вырабатывается пищеварительных соков, желчи. С 3—4 мес начинают давать малышу помимо молока необходимые продукты растительного и животного происхождения строго в соответствии с возрастом, т. е. по мере развития желудочно-кишечного тракта. Количество опорожнений кишечника постепенно уменьшается и к году составляет 1—2 раза в сутки. Нагрузка органов пищеварения больше, чем у взрослых (на 1 кг массы тела ребенку требуется пищи в 2—2,5 раза больше, чем взрослому). При неправильном вскармливании развиваются желудочно-кишечные заболевания и различные нарушения обмена веществ.

Увеличивается объем мочевого пузыря, его стенки становятся более эластичными. Число мочеиспусканий к концу года уменьшается до 15—16 раз в сутки.

Стремительно совершенствуется нервная система. К концу первого года масса мозга увеличивается в 2,5 раза. Движения ребенка становятся все более сложными, появляются положительные и отрицательные эмоции, начинает развиваться речь. Периферические нервы (отходят от головного и спинного мозга) к концу года покрываются миелиновой оболочкой, своего рода изолятором; на различные раздражения ребенок начинает реагировать не хаотичными, а целенаправленными движениями. Появляются и развиваются все новые условные рефлексы, которые вырабатываются в процессе жизни ребенка. Так, горизонтальное положение на руках у матери, запах молока заставляют его поворачивать голову, искать грудь.

В возрасте 1 мес ребенок уже фиксирует взгляд на предмете, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы. Почувствовав близость материнской груди, оживляется, поворачивает голову, открывает рот. производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается поднять ее. При прикосновении к подошвам в положении лежа на животе отталкивается ногами и пытается ползти. Если его поддерживать под мышки, он опирается на ноги. При пеленании малыш размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается. В этом возрасте дети спят около 20 ч в сутки.

Двухмесячный ребенок обычно хорошо удерживает голову в вертикальном положении 1 — 1,5 мин; лежа на животе, поднимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или при достаточно громком звуке перестает сосать. Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам. В ответ на обращение к нему малыш реагирует более осмысленно и разнообразно — улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним гулит или издает неопределенные звуки. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.

В возрасте 3 мес ребенок легко удерживает голову в вертикальном положении в течение 5—6 мин, улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и активно следит за движущимся предметом. Появляется четкая зрительная реакция на кормление: при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки открывает рот, тянется к груди или в сторону предмета. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок. Движения рук становятся более свободными и целесообразными — ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку. Любит, когда с ним играют взрослые, улыбается, начинает узнавать мать и кричит, если с ним перестают заниматься.

Еще через месяц он свободно переворачивается со спины на живот; лежа на животе, приподнимается и следит за движущимся предметом. Может сидеть при поддержке. Начинает определенно реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой шрушками, берет их в руки, ощупывает, тянет в рот. Приподнимаясь, опирается только на ладони. Постоянно гулит, может издавать мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется, различает некоторые цвета.

В возрасте 5 мес хорошо знает мать, не идет на руки к чужим. Различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения ребенка становятся более уверенными, он подолгу удерживает игрушки в руках. При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может. Поддерживаемый под мышки, стоит на ногах.

Полугодовалый малыш самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках. Охотней играет с игрушками — перекладывает из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку. При виде пищи открывает рот, может есть из ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба и др.

В возрасте 7 мес ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно и уверенно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Тянется к своему изображению в зеркале. Внятно повторяет слоги: ма-ма, па-па, ба-ба.

Восьмимесячный ребенок ползает, цепляясь за кроватку, встает и садится. Пытается хлопать в ладоши, повторяет выученные движения. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика его становится разнообразной — на лице можно прочитать интерес и удивление при появлении новой игрушки, незнакомого человека.

Малыш взглядом ищет нужный предмет и проявляет настойчивое стремление достать его. Много играет с игрушками, рассматривает их, постукивает одной о другую и др.

В возрасте 9 мес умеет делать довольно сложные движения — перебирает кубики, собирает мелкие предметы, выполняет простые просьбы: дай ручку, помаши ручкой и т. д. Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры, держась за предметы или руку, ходит. Садится из вертикального положения.

Ребенок в возрасте 10 мес сам поднимается и стоит без опоры. Ходит, держась лишь за одну руку взрослого, стул или коляску. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Хорошо подражает движениям юрослых. Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить односложные слова, называет отдельными слогами окружающие предметы и животных.

В возрасте 11 —12 мес малыш хорошо ориентируется в пространстве — встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела и др. Понимает запрещения и выполняет многие требования. Произносит отдельные короткие слова, его словарный запас насчитывает около 10 слов. Спит малыш 14—16 ч в сутки.

полезно