новости медицины
Здоровый ребенок
Уход за новорожденным
Физиологические особенности новорожденного
Грудной возраст
Уход за ребенком грудного возраста
Питание грудного ребенка
Воспитанием грудного ребенка
Ясельный возраст
Уход за ребенком ясельного возраста
Физическое воспитание и закаливание
Дошкольный возраст
Физическое воспитание
Закалившие
Подготовка к школе
Школьный возраст
Питание
Больной ребенок и уход за ним
Уход за больным ребенком
Нервные дети
Неврастения
Невроз навязчивых состояний
Нервная анорексия или утрата аппетита
Способы лечения и профилактики
Половое воспитание детей и подростков. Часть 1
Половое воспитание детей и подростков. Часть 2
Половое воспитание детей и подростков. Часть 3
Периоды жизни человека
Подростковый возраст
Юношеский возраст
Пожилой возраст
Старческий возраст
Физиология женщины
Беременность и роды
Прерывание беременности
Методы контрацепции
Основные гинекологические заболевания
Эндометрноз
Предместруальный синдром (ПМС)
Маточные кровотечения
Внутренние болезни
Болезни сердца и сосудов
Сердечная недостаточность
Сосудистая недостаточность и артериальная гипотония
Хроническая артериальная гипотония
Нарушения ритма сердца
Мерцательная аритмия
Пороки сердца
Атеросклероз
Ишемическая болезнь сердца
Очаговая дистрофия миокарда
Артериальная гипертония
Другие болезни сердца
Болезни органов дыхания
Хронический бронхит
Бронхоэктатическая болезнь
Воспаление легких
Очаговая пневмония
Хроническая пневмония
Пневмосклероз
Плеврит
Другие болезни органов дыхания
Болезни органов пищеварения
Боли в животе
Поносы
Болезни пищевода
Болезни желудка
Эрозия
Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
Болезни кишечника
Панкреатит
Болезни печени и желчных путей
Болезни желчных путей и желчного пузыря
Желчнокаменная болезнь
Острый холецистит
Болезни печени
Хронический гепатит
Цирроз печени
Болезни почек
Почечные отеки
 
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Уход за ребенком грудного возраста

 Уход за ребенком грудного возраста

Основные принципы ухода те же, что и за новорожденным, но есть и особенности, связанные с возрастом. Высота стенок кроватки не должна быть ниже уровня груди ребенка (около 60 см), чтобы он не выпал из нее, так как во втором полугодии дети становятся достаточно активными и подвижными. Все, что находится в руках ребенка (пища, игрушки, соска и др.), должно быть тщательно вымыто или прокипячено. Не давайте ребенку упавшую на пол игрушку или соску. В первые 6 мес купания должны быть ежедневными, а позже 2—3 раза в неделю (время купания до 8 мин). Примерно с 3-месячного возраста на малыша можно надевать ползунки, вязаные башмачки. По мере того как ребенок начинает стоять, ему необходима одежда, не стесняющая движений, — штанишки, колготки, гольфы и т. д.

Помните, что навыки, приобретаемые ребенком на первом году жизни, во многом зависят от ухода, правильного режима, воспитания. Развитию ребенка способствуют занятия с ним родителей, правильно подобранные игрушки. В период бодрствования малыш должен получить достаточно зрительных, двигательных и слуховых впечатлений, однако постарайтесь, чтобы они его не утомляли.

Физическое воспитание и закаливание играют огромную роль в правильном формировании и развитии организма ребенка грудного возраста. Физически развитые и закаленные дети легче приспосабливаются к окружающей среде, реже болеют и лучше переносят заболевания. В основе физического воспитания и закаливания лежат правильный уход за ребенком, соответствующая погоде одежда.

Прогулки — важный фактор закаливания в грудном возрасте. Ребенок должен бывать на воздухе ежедневно независимо от времени года и погоды (исключение — сильный ветер, дождь и т. д.). Зимой гуляют 2—3 раза в день; продолжительность прогулок составляет приблизительно до 4 ч. Летом время пребывания на улице не ограничивается. Гуляя с ребенком, следите, чтобы его нос и руки оставались теплыми, а по возвращении домой он не был потным. Небольшой насморк при отсутствии температуры не повод для отказа от прогулки.

Воздушные ванны летом проводят на улице, а зимой в помещении; в любом случае температура воздуха не должна быть ниже 20—22 С. Начинают в 1—1,5 мес, оставляя ребенка обнаженным на 1—2 мин 2—3 раза в день. Затем продолжительность воздушной ванны постепенно увеличивают до 8—10 мин (6 мес), 12—15 мин (12 мес). Во время процедуры надо менять положение ребенка; одновременно полезно проводить массаж или гимнастику. Летом воздушные ванны принимают в тени, так как у детей до года прямые солнечные лучи могут легко вызвать тепловой удар или ожоги кожи.

Водные процедуры начинают обычно в 3—4-месячном возрасте с влажных обтираний. Вначале в течение 1,5—2 нед кожу ребенка 2 раза в день осторожно растирают сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. После сухих обтираний начинают влажные. Для этого пользуются обычно варежкой, сшитой из мягкой махровой ткани. Ее смачивают в воде, отжимают и равномерно растирают туловище и конечности. Затем поочередно растирают отдельные участки тела, остальные в это время находятся под одеялом. Температура воды вначале составляет 35—36 С, затем каждый месяц ее снижают на 1 °С (но не ниже 30 "С). Обтирания делают обычно после утреннего сна в течение 4—6 мин.

Закаливание должно вызывать у ребенка только положительные эмоции. При заболевании, недостаточном увеличении массы тела, повышенной возбудимости процедуры прекращают и обращаются к врачу. После перерыва с разрешения врача закаливание возобновляют с начальных этапов.

Массаж и гимнастика способствуют развитию всех органов и систем организма, правильному формированию скелета и мышц. Подробно о комплексе упражнений и технике массажа можно узнать в поликлинике у участкового врача или медсестры. Массаж и гимнастику начинают обычно с 1,5—2 мес. Комнату предварительно хорошо проветривают, температура воздуха в ней должна быть не ниже 20 °С. Для занятий удобен стол высотой около 70 см, покрытый сложенным в несколько слоев одеялом, клеенкой и пеленкой. Летом их можно проводить на воздухе, в тени, при температуре не ниже 20—22 вС. Для процедур лучше выбирать одно и то же время — за 30 мин до еды или через 1 — 1,5 ч после нее. Каждое упражнение или прием массажа повторяют от 2 до 6 раз, общая продолжительность занятия не больше 10—12 мин. Можно проводить их и 2 раза в день.

Массаж улучшает кровообращение и обмен веществ в коже и мышцах. Они становятся более эластичными и упругими. Главными приемами массажа для ребенка грудного возраста являются поглаживание и растирание легкими, нежными и плавными движениями от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к паховой складке и т. д.). Перед началом массажа обязательно моют руки. Во время массажа рук и ног им придают положение легкого полусгиба.

Под влиянием физических упражнений улучшается деятельность всех органов и систем организма, развиваются двигательные навыки, ребенок быстрее растет. Основное внимание уделяют развитию правильных движений (до 3—4 мес активно сгибать и разгибать руки и ноги малыша не следует, чтобы не растянуть мышцы и связки).

В возрасте 1,5—3 мес применяют так называемые пассивные упражнения, основанные на безусловных рефлексах: проведение пальцами по позвоночнику вызывает его разгибание, при укладывании на живот ребенок старается приподнять голову, при прикосновении к стопам отталкивается ногами и др. Полезно вызывать у ребенка активные движения ногами, руками и всем телом в ответ на поглаживание и обращение к нему.

В возрасте 3—6 мес вводят пассивные движения конечностями ребенка — скрещивание рук и ног, растягивание мышц-разгибателей спины и др. В конце этого периода полезны активные упражнения, стимулирующие ползание, движение рук (проводят с яркими игрушками). Можно несколько раз в день класть ребенка на живот.

Когда ребенок достигнет 6—10 месяцев, основное внимание обращают на ползание, которое укрепляет многие группы мышц туловища и конечностей. Во время упражнений старайтесь как можно больше разговаривать с малышом; по вашей просьбе он может выполнять некоторые упражнения, кроме того, это развивает его речь. В комплекс упражнений вводят повороты со спины на живот, круговые движения руками, выгибание, приседание и др. Желательно для занятий использовать яркие, разнообразные по форме игрушки.

В 10—14 мес ребенок начинает вставать и ходить, понимать речь, поэтому вводят такие упражнения, как поднимание ног, приседание при поддерживании за руки, наклон и выпрямление туловища и др. Занятия способствуют приобретению двигательных навыков, развивают активность и самостоятельность малыша.

полезно