новости медицины
Здоровый ребенок
Уход за новорожденным
Физиологические особенности новорожденного
Грудной возраст
Уход за ребенком грудного возраста
Питание грудного ребенка
Воспитанием грудного ребенка
Ясельный возраст
Уход за ребенком ясельного возраста
Физическое воспитание и закаливание
Дошкольный возраст
Физическое воспитание
Закалившие
Подготовка к школе
Школьный возраст
Питание
Больной ребенок и уход за ним
Уход за больным ребенком
Нервные дети
Неврастения
Невроз навязчивых состояний
Нервная анорексия или утрата аппетита
Способы лечения и профилактики
Половое воспитание детей и подростков. Часть 1
Половое воспитание детей и подростков. Часть 2
Половое воспитание детей и подростков. Часть 3
Периоды жизни человека
Подростковый возраст
Юношеский возраст
Пожилой возраст
Старческий возраст
Физиология женщины
Беременность и роды
Прерывание беременности
Методы контрацепции
Основные гинекологические заболевания
Эндометрноз
Предместруальный синдром (ПМС)
Маточные кровотечения
Внутренние болезни
Болезни сердца и сосудов
Сердечная недостаточность
Сосудистая недостаточность и артериальная гипотония
Хроническая артериальная гипотония
Нарушения ритма сердца
Мерцательная аритмия
Пороки сердца
Атеросклероз
Ишемическая болезнь сердца
Очаговая дистрофия миокарда
Артериальная гипертония
Другие болезни сердца
Болезни органов дыхания
Хронический бронхит
Бронхоэктатическая болезнь
Воспаление легких
Очаговая пневмония
Хроническая пневмония
Пневмосклероз
Плеврит
Другие болезни органов дыхания
Болезни органов пищеварения
Боли в животе
Поносы
Болезни пищевода
Болезни желудка
Эрозия
Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
Болезни кишечника
Панкреатит
Болезни печени и желчных путей
Болезни желчных путей и желчного пузыря
Желчнокаменная болезнь
Острый холецистит
Болезни печени
Хронический гепатит
Цирроз печени
Болезни почек
Почечные отеки
 
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Ясельный возраст

 Ясельный возраст

Период развития ребенка от 4 нед до 3 лет относится к ясельному возрасту. Условно, он подразделяется на младший ясельный, или период грудного возраста (от 4 нед до 1 года), и старший ясельный, или преддошкольный (от 1 года до 3 лет).

Преддошкольный период характеризуется быстрым развитием не только физических, но и интеллектуальных и психических возможностей ребенка. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к различным как положительным, так и отрицательным влияниям окружающей среды.

Рост и развитие мальчиков и девочек в этом периоде протекает одинаково. За второй год жизни масса тела в среднем увеличивается на 2—3 кг (на 200—250 г ежемесячно); длина на 10—12 см; за третий год масса на 2—2,5 кг, длина на 7—8 см. Увеличивается окружность головы и груди, изменяются пропорции тела. В этот период дети растут в основном за счет увеличения длины ног. Массу и длину тела ребенка старше 1 года можно ориентировочно рассчитать по следующим формулам:

длина тела = длина в 1 год + (5 см • число лет);

масса тела = масса в 1 год + (2 кг • число лет).

Если показатели массы и длины тела ребенка в возрасте 1 года не известны, следует пользоваться средними цифрами — 75 см и 10 кг соответственно.

Кожа малыша в этот период остается нежной, очень уязвимой, требующей постоянного, тщательного ухода. Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг массы тела, у него больше, чем у взрослого. Вот почему дети легко перегреваются или переохлаждаются во время прогулок, особенно если одежда не соответствует температуре воздуха.

Скелет имеет много хрящевой ткани, он нежный и гибкий. Ребенок постоянно находится в движении, что обусловливает значительную нагрузку на скелет, поэтому физические нагрузки должны постоянно контролироваться. Следует очень внимательно следить за играми детей, их позой во время сидения, а также правильно подбирать обувь и одежду для детей этого возраста.

Постель ребенка не должна быть мягкой, чтобы не вызывать деформации скелета.

Большой родничок обычно закрывается к концу первого года жизни. В течение второго года прорезываются 12 молочных зубов, к 2 годам их уже 20. До 2 лет количество зубов определяют так: возраст ребенка (мес) — 4. От этого правила часто бывают отклонения, и это не должно тревожить родителей.

На 2—3-м году совершенствуются органы дыхания и сердечнососудистая система, увеличивается их работоспособность. Дыхание становится более глубоким, частота дыханий к 3 годам составляет 28—30 в I мин, частота пульса до 110 ударов в 1 мин. Тем не менее компенсаторные возможности организма еще довольно ограничены. Поэтому физические упражнения и нагрузки должны строго соответствовать возрасту. Помните: к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход с учетом особенностей его физического и психического развития.

Органы пищеварения у детей 1—3 лет еще недостаточно развиты, и пища их, естественно, должна отличаться от пиши взрослых.

Нервно-психическая сфера и двигательные навыки также находятся в состоянии совершенствования. В возрасте 1 — 1,5 лет ребенок самостоятельно садится и встает; может долго стоять без поддержки, начинает ходить, свободно играет игрушками, бросает их, поднимает упавшую, трясет и т. д. Во время игры дети выполняют довольно сложные движения: залезают на высокие предметы и самостоятельно слезают с них, листают книги, пытаются рассматривать яркие картинки. Они хорошо понимают просьбы и обращения; их словарный запас составляет 30—50 слов.

Многие дети просятся на горшок, если их к этому приучили.

В возрасте от 1,5 до 2 лет дети ходят, делают попытки бегать, начинают играть мячом, собирать пирамиду, складывать кубики в разнообразные конструкции, умеют держать карандаш, делают попытки рисовать; разглядывая картинки, дети узнают животных, различные предметы и пытаются называть их. Ребенок знает свое имя и откликается на него, самостоятельно ест ложкой, пытается раздеться или одеться. При разговоре со взрослыми может составить простые предложения из нескольких слов.

Дети от 2 до 3 лет свободно ходят, бегают и лазают по лестнице при поддержке, проходят по узким предметам. Многие уже могут самостоятельно одеваться, раздеваться, есть, умываться. При разговоре со взрослыми употребляют довольно сложные предложения, словарный запас увеличивается и к 3 годам составляет примерно 1200—1500 слов. Они могут пересказывать небольшие стихотворения, называют цвет и форму предметов. Игры становятся все более сложными. Дети интересуются окружающим, задают много вопросов, любят рисовать, рассматривать картинки. Появляется интерес к общению с другими детьми.

Режим ребенка ясельного возраста должен постоянно и строго соблюдаться. Только в этом случае он не будет в тягость ни малышу, ни родителям, предотвратит многие конфликты, окажет содействие воспитанию волевых качеств ребенка, приучит его к дисциплине. При составлении режима очень важно учитывать не только возраст, но и индивидуальные качества детей. Укладывать спать нужно в одно и то же время, тогда вырабатывается привычка засыпать именно в эти часы. Ребенок, приученный засыпать при абсолютной тишине и с затемненными окнами, будет просыпаться от каждого шороха или луча солнца. Если малыша укладывать в постель слишком рано или удлинять срок бодрствования, он станет капризничать и плохо засыпать.

Важно, чтобы малыш сам готовился ко сну: разделся, аккуратно сложил свою одежду. Укладывать спать надо не неожиданно а постепенно: успокоить ребенка после игры, посадить на горшок, умыть. Перед сном обязательно проветрите комнату. Положив малыша в кроватку, скажите ему несколько спокойных ласковых слов, пожелайте спокойной ночи и уйдите из комнаты. Лучше не убаюкивать, не рассказывать сказки, иначе в коре головного мозга создается очаг возбуждения, мешающий заснуть. При всех нарушениях сна и ночных страхах следует обратиться к врачу.

полезно